000102

Вікіпедія трактує саме поняття «Хронограф», як "пам'ятку стародавньої писемності, що містить огляд загальної історії і хроніку окремої країни". Також, Хронограф, - це "прилад для вимірювання коротких інтервалів часу і точної реєстрації в часі якихось подій".

Дійсно, Історія народжується сьогодні і ми всі є її безпосередніми учасниками. Щоденно відбувається велика кількість різноманітних подій, кожна з яких являється воістину унікальною.

Інформаційний портал, на сторінках якого Ви, шановний читачу, знаходитесь, докладе усих зусиль задля того, щоб відповідати своєму високому званню «Український Хронограф»   

Пишемо наш час разом! Творимо Історію сьогодні!

З повагою, засновник Порталу Віталій Руденко

 

ХРОНОГРАФ

Было такое время, когда Времени еще не было, а был только Хаос. Мифологическая космогония древних греков представляла первичное состояние Вселенной, как разверстое, зияющее бесконечное пространство, существующее вечно, еще до возникновения мира, земли и богов. Никто не может сказать, что такое Хаос и как он выглядел. Это была черная мгла, в которой были перемешаны все начала будущего мира: земля и вода, воздух и огонь. По одному из описаний, Хаос породил самое древнее, что было в нашей зачинающейся Вселенной — Время. Эллины звали его Хронос. И теперь уже всё происходило во времени, так как пространство ещё только зарождалось. Хронос породил три стихии — Огонь, Воздух и Воду. Но это уже после того, как появилась Земля.

00103Древнегреческий автор Гесиод описывал этот процесс:

Прежде всего, во вселенной Хаос зародился, а следом 

Широкогрудая Гея, всеобщий приют безопасный...

...Гея же, прежде всего, родила себе равное ширью

Звездное Небо, Урана, чтоб точно покрыл ее всюду

И чтобы прочным жилищем служил для богов всеблаженных.

Время существует за гранью понимания людей и богов — это высшая космическая сущность, предшествующая рождению Вселенной, возможно, именно потому в другом варианте упомянутого древнегреческого мифа Хаос — этот бесконечный океан внемирового забвения, формирующий все фундаментальные сущности, сам был порождением вечного времени — Хроноса. Это еще раз доказывает бесконечность Времени, которое не имеет начала и не имеет конца.

Хронос не обладает какой-либо конкретной формой (хотя, возможно, способен материализовыаться или воплощаться), а существует как абстрактное измерение, внутри которого пересекаются настоящее, прошлое и будущее всего сущого. Говоря современными категориями, бог Хронос держит в руках прибор, называемый хронографом, которым регистрирует человеческую жизнь, измеряя ее течение и продолжительность – это бесконечное количество, миллиарды маленьких тире между датами рождения и смерти уже ушедших, ныне живущих и тех, кому еще только предстоит прийти в этот мир.

Но слово «хронограф» имеет еще одно важное значение. Это – описатель событий и происшествий, случившихся в то или иное время. Со школьной скамьи нам известно, что единицы измерения времени всегда одинаковы: секунда, минута, час. И если бы не события, наполняющие каждый из дней нашей жизни, один день человечества был бы похож на другой. Хронография — это хронологическое изложение событий, метод установления временных интервалов между ними, а также между событиями и настоящим временем.

Наша собственная жизнь происходит не изолированно от жизни нашей планеты, социума, нашего близкого окружения. Мы формируемся под их влиянием, иногда ошибочно думая, что это именно мы прогибаем мир под себя, влияем на события и судьбы других людей. Безусловно, роль личности имеет место быть в истории, но мы пытаемся сделать мир таким, каким мы его хотели бы видеть, при этом почти всегда забывая о том, что все наши знания об этом мире – каким он есть и каким должен, или может быть – мы получили из него самого. Значит, не мы изменяем мир, а он сам изменяется, используя нас в качестве проводников и исполнителей своей воли.

Кстати, у нас в стране и исторической науке в частности традиционно существует абсолютно превратное представление о том, что есть история. У нас событие еще не успело совершиться, остыть и отложится в сознании людей, а завтра его уже изучают в школе на уроках истории. Факт и документы о нем должны отлежаться, а фигуранты и очевидцы, по возможности – умереть, для того, чтобы освободить пишущих историю от груза излишней субъективности, присущей современникам, как непосредственным участникам. Историки и так вносят в описываемое ими элемент собственного предпочтения, что же говорить о тех, кто часто был его исполнителем или наблюдателем. В некоторых странах архивы для историков открываются лишь спустя жизнь целого поколения – лет, эдак, через 70 – 80. И, кажется, это правильно.

Однако, для того, чтобы не повторять своих былых и нынешних ошибок в будущем, нам нужно внимательно следить за тем, что происходит в мире и вокруг нас в нашей стране сегодня, как розвиваються события и понимать, какое влияние они оказывают на нас с вами, с помощью нашей памяти возвращаться в прошлое для того, чтобы правильно оценить эти события и их последствия с точки зрения нашого опыта. Ведь «Хронограф» лишь описывает событя в последовательном порядке, однако не рассмотривает их взаимной зависимости, причин и следствий, оставляя за нами право делать выводы.

Сергей Борткевич